Понятие страха в современной детской психологии

Проблема страха в работах философов прошлого……………………………5 3. Страх в массовом сознании……….. Страх перед ответственностью и свободой………………………………… Страх диктатуры как форма социального страха…………………………….. Социальный страх в России……………………………………………………. Выяснилось, что и политики, и учёные обществоведы не смогли не только предвосхитить, но и объяснить уже сложившиеся тенденции возникновения и развития социального страха. А вместе с тем, повсеместно возникающий и резко усиливающийся в переломные моменты развития общества социальный страх тиражируется, видоизменяется и, никуда не исчезая, загоняется вольно или невольно в сферу подсознательного, заставляя человека закрываться от устрашающего мира инструкциями, глухими заборами, молчаливостью и равнодушием, уходом в себя или в религиозные иллюзии.

«Причина социальной тревоги – страх быть отвергнутым»

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, в неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.

Социальные страхи подростков становятся всё глубже, причины страхо у подростков провоцирует низкий социально-психологический статус, И невыполнение этих норм, несоответствие предъявляемым требованиям.

Каждому возрасту - свой страх. страхи младенческого , раннего, дошкольного и школьного возрастов. Исходя из многолетних исследований специалистов в области психологии, медицины и педагогики, можно выделить определенные страхи для каждого возрастного периода ребенка. Первичная эмоция страха на сильный раздражитель испуг наблюдается уже у новорожденного. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни между месяцами.

Раньше этот страх не может возникнуть по той причине, что младенец не умеет еще отличать знакомые лица от незнакомых. Что касается лицевой экспрессии страха и ее различения от других негативных эмоций, то у младенцев одни и те же проявления могут свидетельствовать как о страхе, так и страдании. Отчетливые различия в мимике этих состояний появляются у более старших детей. Боязнь животных и темноты обычно появляется у детей после 3 лет, достигая пика в 4 года.

Они, например, боятся спать одни при выключенном свете.

страхи детей в младшем школьном возрасте Ослабление эгоцентризма, характерное для этого возраста, рост самосознания и чувства ответственности ведет к уменьшению числа страхов, особенно это тенденция выражена у мальчиков. Однако страхи детей в младшем школьном возрасте не исчезают, они трансформируются. Если в дошкольном возрасте преобладали инстинктивные страхи, связанные с инстинктом самосохранения, а в подростковом - превалируют социальные страхи, то младший школьный возраст - это своеобразный перекресток, на котором перекрещиваются инстинктивные и социальные страхи.

Как известно, инстинктивные страхи - это преимущественно эмоциональные формы страха, в то время как социальные страхи - это результат интеллектуальной переработки, своего рода рационализация страхов.

службы психологической помощи населению страху и контроль над страхом, а не отсутствие страха», – .. стрессе при малейшем несоответствии.

Шкала социальной адаптивности личности. Понятие страха в контексте психологии экстремальных ситуаций. Шкала социальной адаптивности личности — одна из наиболее распространенных формализованных методик, оценивающих уровень развития адаптивного поведения. С возрастом адаптивное поведение изменяется, уменьшается зависимость от социального окружения и помощи близких.

Каждому возрастному периоду соответствуют определенные навыки, важные для адаптации в семье, школе, и в целом в социуме. Роджерса детализирует общий уровень адаптивности, рассматривая возможности личности в четырех областях: Страх — это эмоциональная реакция на ожидание столкновения с ситуацией опасности. Данная реакция осуществляет процесс координации реакции избегания и всей психической деятельности организма, возникающий при предвосхищении взаимодействия с ситуацией опасности.

Содержание страха — это отражение предмета страха в сознании субъекта. Содержание страха может быть представлено в психике как в вербальном виде, так и как образ.

страхи детей в младшем школьном возрасте

Социальные страхи — виды и специфика их проявления. Процесс возникновения социальных страхов начинается у людей с детства. Он происходит постепенно путем замещения биологических страхов социальными.

Эмоция страха предупреждает об опасности и стимулирует поведение по типу о несоответствии поведения человека социальным стандартам.

Исходя из многолетних исследований специалистов в области психологии, медицины и педагогики, можно выделить определенные детские страхи для каждого возрастного периода ребенка. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни между месяцами. Отчетливые различия в мимике этих состояний появляются у более старших детей.

Ранний возраст Боязнь животных и темноты обычно появляется у детей после 3 лет, достигая пика в 4 года. Они, например, боятся спать одни при выключенном свете. Однажды один маленький мальчик очень испугался шутки взрослого, который, зайдя в квартиру и сняв черную шляпу, сказал ему: Он представил себе, как будет там сидеть в темноте, и разрыдался.

Заметные изменения происходят с возрастом в эмоциональном отношении детей к сверстнику.

46. Социальные страхи – виды и специфика их проявления.

Большинство психологов видит в боязни чужих и страхе отделения признак интеллекту-ального развития младенца. По мере того как происходит созревание когнитивных про-цессов, младенцы конструируют схемы всего знакомого им, замечают новое и необычное. Они могут отличить людей, заботящихся о них, от незнакомцев и начинают остро осозна-вать отсутствие того человека, который о них заботится. Это объяснение и получило название гипотезы несоответствия.

психологической литературы, социальных программ, статистических несоответствие между целями и достигнутыми результатами деятельности . испытывая тревоги, страха, растерянности, препятствующих адекватном.

Выдержки из книги"Избавься от страха" Гл. Грудной ребенок боится громких звуков, темноты и одиночества, чуть повзрослев и побывав в больнице, он начинает бояться уколов и людей в белых халатах, причиняющих боль. В чем гнездиться и как проникает в нас микроб страха? Пугают волки из сказки и живые крысы. Сдвинутые брови учителя и его карандаш, ползущий по классному журналу в поисках твоей фамилии, когда не выучен урок.

Исчезает в прошлом классный журнал, но остаются сдвинутые брови и желваки на щеках начальства Сколь многого еще бояться люди! Драчливых ребят во дворе, а потом хулиганов на улице Насмешки соседской девчонки, которые потом перерастут в боязнь, всегдашний страх перед женщиной. Конкретные формы проявления социальных страхов зависят от особенностей исторической эпохи и типа общества.

Например, в веке страх прослыть трусом у дворянина, получившего вызов на дуэль, был сильнее страха вероятной смерти, почти неизбежной, если противник был заведомо сильнее. И человек выходил под выстрел пистолета или удар шпагой, и погибал с мыслью, что его не назовут трусом. Так все люди, в большей или меньшей степени, боятся болезней и смерти, страшатся бедности и возможности возникновения войны.

Для исследования структуры страхов, существующих у людей, в Воронежской медицинской академии была разработана специальную анкету, которая охватывала 24 темы, из числа наиболее часто вызывающих у людей тревогу и беспокойство.

Эмоциональная сфера младшего школьника

С лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности. Социоцентрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности проявляются и в заметном преобладании страха смерти родителей по отношению к"эгоцентрическому" страху смерти себя.

Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны продолжают быть выраженными, как и в старшем дошкольном возрасте. К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, уменьшающей как эгоцентрическую направленность личности, так и инстинктивно опосредованные формы страха. Однако это не означает, что мы можем окончательно"похоронить" все страхи, и в частности страх смерти.

Но есть три страха, которые способны поставить под сомнение даже Страх несоответствия который продвигается по социальной лестнице, заставляют психология · мужчины · вмире · отношения · страхи.

Известный американский психолог Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Однако страхи не исчезают, они трансформируются. Захаров выделено нами - В. Психическое развитие детей младшего Наиболее частым видом страха несоответствия в этом возрасте является страх опоздать в школу. Нередко, как отмечает А. Все эти страхи, по мнению А. Именно интерес побуждает ребенка к исследованию окружающего его мира. Говоря о значении интереса для развития познавательной сферы, С. Интерес тесным образом связан с эмоцией радости.

Там, где есть положительная эмоция, там, как правило, любые действия сопровождаются интересом. Во-первых, самим быть любознательными.

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Страх как социальное явление

Все усложняется от того, что смотрю я глазами других людей и мое впечатление часто ошибочно. Даже в личных наблюдениях я часто признаю ошибки, то-есть даже свое мнение не считаю непоколебимым. Исходя из этого понимаю, что часто тревожусь от того, чего на самом деле и нет совсем. Энергия уходит на то чтобы изменить или удержать на том же уровне Видимость.

И страдаю часто не от реальных проблем, а от видимых, то-есть сама себе их создаю просто силой мысли, а потом уже реальными действиями закрепляю результат 2 Где же его искать?

Адаптируясь к социуму, испытывают бдительность и страх и в случае В младшем школьном возрасте страхи ребенка приобретают социальный характер. «страх несоответствия» нормам и правилам, принятым в обществе.

Сатонина доктор психологических наук, профессор заведующий кафедрой обшей и прикладной психологии Самарский государственный педагогический университет Сатонина Неля Николаевна кандидат психологических наук доиент кафедры психологии управления Самарская гуманитарная академия Проанализированы научные поахоаы к проблеме регуляции ответственного повеления личности. Срели важнейших регуляторов ответственного повеления рассмотрена роль социального страха. Изучение страхов человека занимает заметное место среди современных исследований.

И это не случайно, ряд ученых полагают, что с самого начала история человечества была неразрывно связана со страхами, более того, страх, являвшийся движущей силой развития на заре цивилизации, оказывает и в настоящее время существенное влияние на весь ход человеческой истории [10]. Человеку приходится в своей жизни встречать и преодолевать различные виды страхов, среди которых наиболее значимым в настоящее время является так называемый социальный страх [13]. Зачастую обращается внимание лишь на отрицательные последствия страха, который может приносить огорчения, сковывать активность, негативно отражаться на восприятии, мышлении, памяти, самоконтроле, он может подрывать уверенность человека в себе, решительность в действиях и поступках, более того, страх рассматривается в качестве возможной причины нарушения физического и психического здоровья, а иногда страх приводит даже к смерти [3].

Все это действительно соответствует реалиям и в то же время нельзя не видеть, что эволюция не случайно снабдила живые существа, в том числе человека, этой одной из первичных и весьма выраженных отрицательных эмоций, выполняющей сигнальную и регулирующую функции. Среди важнейших функций страха у человека исследователи выделяют сигнальную, приспособительно-адаптивную, когнитивную, а также мотивационную функцию, которая может проявляться в торможении или, наоборот, побуждении к определенной активности.

Социальный страх как регулятор ответственного поведения личности

Запреты и вмешательство в жизнь со стороны родителей и близких, сужающие личностное пространство подростка, что в дальнейшем является фундаментом для развития социальных страхов. Актуальность исследования страха обусловлена его ролью в жизни человека. Щербатых, страх-это базовое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрожающей спокойствию и безопасности субъекта, сопровождающееся ощущением беззащитности перед угрозой.

Стоит отметить что социальные страхи имеют характерные особенности: В подростковом возрасте у ребенка изменяется отношение к самому себе и изменяются отношения с близкими, потребность в приватности резко возрастает.

Социальные страхи ошибку и получить критику, страх несоответствия ожиданиям взрослых, Прежде всего необходимо признать страх. Эта сказка построена на особых психологических техниках, которые.

Первый класс — время решать задачу, как вписаться в коллектив, как соответствовать требованиям и ожиданиям родителей и преподавателей, как принять новую для себя социальную роль ученика — человека, имеющего определенные обязанности, которому приходится делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Кратко это можно сформулировать так: Более того, в этом возрасте уже сформирована совесть, что также становится источником тревог и страхов: Причин для страхов становится еще больше. Однако и психика становится крепче и устойчивей, и ребенок постепенно учится справляться с тревогами, преодолевать их.

Что делать, если страх несоответствия все же слишком силен? Важно не перегрузить ребенка моральной ответственностью, не устраивать ему прессинг давление чувством вины, не давить неудачами, но и не впадать в другую крайность — попустительство оно, конечно, может и минимизировать страхи, но и сформирует безответственный характер. В этом вопросе важно соблюсти баланс: Перфекционизм — в психологии, убеждение, что наилучшего результата можно или нужно достичь В преддверии поступления в первый класс не стоит чрезмерно заострять внимание на обилии школьных обязанностей, на том, насколько успехи ребенка значимы для Вас, и не грозить, если он не справится.

Не стоит также обсуждать с ним и при нем достоинства и недостатки преподавателей и администрации. Лучше поищите там позитивные примеры, которые могут ребенка поддержать расскажите, как Вы справились со сложной ситуацией, как смогли помочь другу или как друзья помогли Вам. Другими словами, Ваша главная задача — не создать в представлении сына или дочери образ школы как неотвратимого кошмара, который никуда не денется в ближайшие 11 лет.

Психология. Освободитесь от страхов

Жизнь без страха не только возможна, а полностью реальна! Узнай как это сделать, нажми тут!